14.40.42 Осетинский язык – праотец языка Индо-Европейских народов. Часть 3. | |
При разсмотрении вопроса об Осс-Аланах, напрашивается невольно еще одно сравнение, а именно: представим себе такую гипотезу – проходит много веков после нашей эры, и, какой-нибудь ученый, одной из будущих эпох, напр., 50-го века, при изследовании той или иной местности, наталкивается на интересную находку, - перед ним несколько человеческих скелетов. Скелеты доставляются с величайшими предосторожностями в лабораторию для изследования. По всему миру летят радио: «Ученый такой-то «Х» или «У», нашел археологические остатки в виде трех скелетов эпохи ХХ-го века. При дальнейшем производстве раскопок, в могильниках найдено всевозможнаго вида оружие. По сохранившимся металлическим надписям, в каждом отдельном могильнике, ученые пришли к выводу, что найденное в могильниках представляет собой величайшую ценность, величайшее открытие, долженствующее заинтересовать не только людей, посвятивших себя науке, но и весь мир, а именно: найдены представители трех отдельных народов – «драгун», «гусар» и «улан». В подтверждение этого можно привести то обстоятельство, что у каждаго оружие было несколько иной формы и название каждаго «народа» в отдельности, кроме металлических пластинок, найденных в могильниках, было также и металлических бляжках. Открытие это взволновало весь ученый мир и к месту раскопок со всех сторон спешал палеонтологи и археологи, собираются съезды, ведутся ученые дебаты, пишутся ученые доклады и т.д. И вот вполне возможно, что в таком же положении находились, до сих пор, и те ученые, которые утверждали, что скифы, сарматы, хазары составляли не один народ Осс-Алан, как я думаю, а совершенно отдельные, даже враждовавшия между собой племена, со своими особенностями, как бытового, так и религиознаго характера. В доказательство высказаннаго мною положения, я решаюсь задать следующий вопрос: «Куда могли деваться, мало того, как могли совершенно исчезнуть с лица земли такие «народы», как скифы, хазары, сарматы и др.?» Объясняется это простым и вполне естественным явлением, а именно: «народы» эти никуда не исчезли, да и исчезнуть не могли. Они составляли один и тот же народ Осс-Алан, лишь подразделяясь, как я уже говорил выше, по роду своей службы, при выполнении тех или иных государственных функций, отчего и происходят их различные названия, как то скифы – похитители, сарматы – мыслящая голова, хадзар – дом, или домовитый и т.д., что можно сравнить с современными названиями драгун, гусар, улан. А отсюда простой, единственный, могущий быть, на наш взгляд, вывод, а именно, что ни хадзар, ни сарматов, ни скифов и др., как отдельных народов нет и не было. КАВКАЗСКИЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ АЛАНЫ Осс-Аланы были разбиты Гуннами, после чего все способные носить оружие, частью с женами и детьми, двинулись на Кавказ, чтобы там, соединившись с тамошними осетинами, быть готовыми в нужную минуту к защите; частью-же они ушли за реку Дунай, в Европу. П.Зубов («Картины Кавказского Края» С. П. Б. 1835-й год, ч.3) говорит, что главными виновниками разорения кавказских народов являются Гунны, нахлынувшие в 375 году по Р. Х., под предводительством Мацуна, покорившаго Босфорское царство. Аланы-Осетины, также были разбиты Гуннами, при чем они разделились на две части, на Европейских и Кавказских Алан. Жесткое истребление Гуннами Алан-Осетин и уничтожение их могущественнаго царства, находит свое подтверждение в осетинском народном эпосе, где говорится следующее: «Гуннам было известно, что похитители Аланского Царя, под названием скафы, подобно белым орлам, похищают с поля брани, самых сильных воинов, на своих долгогривых конях. Наступают они черной тучей на врага, совершают большие переходы в самый короткий срок времени. Слава об Аланских похитителях жила повсюду. Вождь Гуннов Манцуна долго думал над тем, как бы покорить и уничтожить великий и храбрый народ Осс-Аланский, который наводит страх на весь мир своей конницей, - и вот пришел он к следующему решению: приручить несколько сот тигров, львов, леопардов и других зверей и выступить в поход с этими прирученными зверями, которых держал голодными в клетках по пять, шесть дней, пока не приблизился к стану противника. Как только появилась конница «похитителей» Осс-Алан, вождь Гуннов – Манцунавыпускал из клеток своих диких голодных зверей и, таким образом Манцуна своим новым «оружием», вносил в среду Аланскаго войска полное замешательство, и люди в страхе разбегались, унося свои головы от диких зверей, которых они дотоле никогда в своей жизни не встречали. Голодные звери бросались на воинов, а потом и на мирных жителей, разрывали женщин и детей на части… Перед столь страшным врагом Аланы, несмотря на свою конницу, не в состоянии были устоять и бороться. Вот почему Аланы-Осетины распались на Кавказских и Европейских Алан, при чем, все старики и неспособные носить оружие и владеть конем, остались в пределах нынешняго Юга России, и влились в общее русло народов, захлестнувших их своею могучею лавою, частью же, еще до Х-го века, по свидетельству многих историков, возвратились отдельными партиями с Дона на Кавказ. Остатки Осс-Алан на юге России, мало по малу потеряли свой язык, лишь привив элементы своего языка к бедному и некультурному языку завоевателей. Вот почему, до нашего времени, сохранились названия рек на Аланском-Осетинском языке, как то: Дон, Днепр, Днестр, Дунай, Стырь и др., при чем сохранились в этих местах и названия деревень и сел на чистом Осетинском языке. След Осс-Алан прошел, как Млечный путь, далеко в Европу, о чем безспорно говорят многия географическия названия городов и местечек, вплоть до того, что жители города Оша во Франции называются до сих пор осетинами, или ошуа. Не имея возможности изследовать еще многия другия названия, мне, благодаря знанию моего родного древне-Осс-Аланскаго языка, все же удалось установить сродство с осетинским языком таких названий, как: Алансон, Дурдонь, Гурдонь, Изер, Бургонь и др., что в переводе означает: Дур – камень, дон – вода; Гурд – рожден – дон – вода; Изер – вечер; Бур – желтый, гон - амбар. Осетины живут в настоящее время на Кавказе, от Астраханских степей до Закавказья, города Цхенвали – столицы Южной Осетии. Они занимают часть Военно-Грузинской дороги и всю Военно-Осетинскую дорогу главнаго Кавказскаго хребта, по обе сторону перевала. Осетины издавна были известны Западу. Так, еще в VI в. Византийский Император Юстиниан I, мать котораго по древним сказаниям Осетин и по летописям, была Осс-Аланка, чтобы присоединить Аланию-Осетию к Римскому государству (о чем еще мечтал предшественник Юстиниана I-го, Клавдий в III-м веке), энергично распространял среди Кавказских Алан христианство, при чем добился своей цели: Осетия покрылась сетью церквей; одна из этих церквей сохранилась и до настоящего времени в горах Осетии, под именем «Iюзи Дзуар» в селении Галиат. Юстиниан I-й был весьма популярен среди Осс-Алан и долгое время имел влияние на судьбы кавказских народов. Иная судьба ожидала Европейских Алан-Осетин. Приблизительно в то-же время, а именно, вскоре после смерти Юстиниана, в Мекке родился человек, оказавший огромное влияние на судьбы человеческаго рода. В Европе он вызвал ненависть, в Азии – его признали величайшим из пророков. Это был Пророк Магомет, который дал Арабам новую религию, упрочил в них великое понятие о монотеизме, отучил их от поклонения фетишам и от идольскаго культа. Его учение имело большое значение в ослаблении Осс-Аланской культурыи влияния ея в Европе. Я не берусь доказать, что Осс-Аланы проникали в Европу и ранее разорение их Гуннами и что их знали в Европе до этих событий, но считаю долгом привести по этому поводу следующую краткую историческую справку: в «Известиях древне-греческих и римских писателей о Кавказе» (выпуск IV, 1884 г. Тифлис), можно найти нижеследующее сообщение Аммиана Марцеллина (330 г. по Р. Хр.): «Аланы размещены по обеим частям света, живут на далеком разстоянии друг от друга и кочуют на огромном пространстве; некогда они приняли все одно имя и называются теперь Аланами, потому что у всех у них одинаковые нравы, дикий образ жизни и одинаковое вооружение»… «Подобно тому, как спокойные и мирные жители находят удовольствие в спокойном образе жизни, так им доставляет удовольствие опасность и война. Что такое рабство, им неизвестно, так как все они благороднаго происхождения. Судьями они выбирают тех, которые отличались долгое время на войне». Об Аланах-Осетинах, как об искусных и храбрых воинах было известно далеко за пределами земель Аланскаго народа, поэтому западныя государства – Греция и Рим часто нанимали их на войну. Вот почему мы видим Алан-Осетин в рядах Римских и Греческих войск. Военному делу обучались не только мужчины Аланы, но и женщины, принимавшия равное участие и в набегах и в войнах, как оборонительного, так и наступательного характера. «По словам Аппиана, когда Помпей предпринял поход на Алан-Осетин, то последние выставили против него 60000 – пехоты и 22000 – конницы. Итак, мы видим, что Осс-Аланы, на протяжении многих веков ведут нескончаемыя войны со своими соседями и, во всех сражениях, это – один монолитный народ; наездники их, по прозванию скифы-похитители, своими налетами опустошают Персию и другия страны. Некоторые ученые допускают, что Аланы-Осетины Иранскаго происхождения, что родиной древне-Осс-Аланскаго языка является Персия, что, впрочем, основано на гипотезах и догадках, которыя, на наш взгляд, не оправдываются ни историей, ни изучением языка Алан, т.е. современных осетин. Дзамбулат Дзанти | |
|
Всего комментариев: 0 | |