Главная » 2007 » Март » 4 » Алания в XIII-XIV вв.
20.58.18
Алания в XIII-XIV вв.
Алания в XIII-XIV вв.

Алания в XIII-XIV вв.Состояние феодальной раздробленности, в котором Алания находилась с XII в., губительно сказалось на ее дальнейшей судьбе. Продвижение тюркских племен, упадок городов и христианства в Западной Алании переместили центр этнической и культурной истории алан-осетин в восточную часть сдраны, не затронутую тюркским вторжением. Отсутствие сильной центральной власти и сложные демографические процессы обусловили военно-политическую слабость Алании на пороге драматических событий XIII-XIV вв. Перестав Подчиняться царской власти, враждовавшие княжества не сумели объединиться против монголо-татарского нашествия. В 1222 г. тридцатитысячная армия, посланная главой монгольской империи Чингисханом, разгромила аланское войско, выступившее в союзе с половцами и преданное ими, В 1235 г. монголы приняли решение о новом грандиозном походе на Русь и Аланию. Поход возглавил Бату, внук Чингисхана. В 1238 г. началось монголо-татарское завоевание Алании, в январе 1239 г. был штурмом взят Магас. Сломив разрозненное сопротивление аланских князей, монголы разорили равнинную часть страны. Свою свободу отстояли лишь горные аланы. Покоренные области вошли в состав монголо-татарского государства Золотой Орды. Независимая горная Алания оказалась между Золотой Ордой и государством Хулагу - внука Чингисхана, правившего Ираном и Закавказьем. Сохранение государственности и демографические перспективы народа зависели от контроля над равнинной территориально-хозяйственной базой. Попытка возвращения равнинных областей Алании вызвала выступление алан на стороне Хулагу в его войне против Золотой
Орды. Однако в 1263 г. Хулагу потерпел поражение в битве на Тереке. Царь Алании погиб, а его малолетние сыновья были вывезены в вассальную Хулагидам Грузию, где в ожидании лучших времен собиралась с силами аланская аристократическая эмиграция. Но разгром был довершен в 1278 г,, когда монголы при участии русских дружин взяли, как повествует русская летопись, «славный град ясьскый Дедяков», предположительно отождествляемый с Верхним Джулатом - Татартупом.
Поражения на севере заставили аланскую элиту переместить центр своей военно-политической активности в Закавказье. В, 1292 г. осетины во главе с царевичем Багатаром (младший сын погибшего, в 1263 г. царя) захватили город-крепость Гори с прилегающей территорией и в течение нескольких десятилетий пытались создать новую равнинную Аланию. Эта попытка также закончилась неудачей - крепость Гори была отбита грузинами. Багатару, умершему в 1306 г., посвящена
мемориальная Нузальская часовня XIV в., расписанная осетинским художником.Вода
Тлиагом. Недалеко от Нузала, в общеосетинском святилище Реком (у селения Цей
Алагирского общества) хранились боевые доспехи Багатара. Народный
вариант его имени - Ос-Багатар.
Вошедшая в Золотую Орду северокавказская аланская равнина была включена в ханский домен. Нижний Джулат и Верхний Джулат развивались как ордынские города, в них были помещены монголо-татарские гарнизоны. В XIV в. быстро вырос город Маджар, где располагалась одна из зимних ставок золотоордынских ханов. В 1395 г. власть Золотой Орды на Северном Кавказе пала в результате нашествия среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана). Разгромив ордынцев в битве на Тереке и завоевав Грузию, Тимур отомстил осетинам за военную помбщь своим противникам. Походы 1394-1400 гг., в ходе которых армия Тимура вошла и в горные ущелья, стали завершающим ударом в череде трагических событий XIII-XIV вв.
Всеобъемлющая'катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому истреблению населения, подрыву основ хозяйства, полному разрушению городской жизни, крушению» государственности и - как следствие - к неизоежнои утрате достигнутых уровней социально-политического и экономического развития^ к потере синхронной связи со средневековыми цивилизациями Запада и Востока.
С XV в. осетины, потерявшие равнинную часть своей родины и укрепившиеся в горах, начали отсчет нового исторического времени. Пр древней традиции идеология общенародного единства строилась на предании об общем предке. В скифскую эпоху прародителем народа считался Таргитай. В позднесред-невековой Осетии первопредком называли Ос-Багатара, которого народ признал величайшим героем своей истории. В фольклорном образе Ос-Багатара осетины соединили древний арийский миф о едином предке народа и реально-историческую информацию о последнем выдающемся'правителе аланской эпохи.
Алания в XIII-XIV вв.
Шлем Ос-Багатара, хранившийся в Рекоме.
Рисунок А.Миллера. 1928 г

Алания в XIII-XIV вв.

Алания в XIII-XIV вв.
Нузальская часовня. Начало XIV в.
Место погребения Ос-Багатара.

Алания в XIII-XIV вв.
Сохранившаяся часть Зругского храма. XI в.

Алания в XIII-XIV вв.
Бронзовая ногтечистка с позолотой. ХII-ХIII в

Алания в XIII-XIV вв.
Аланский конный воин. Худ. В.Кунавич

Алания в XIII-XIV вв.
Сентинский храм. X в.

Алания в XIII-XIV вв.
Татартупский минарет, являвшийся частью верхнеджулатской мечети XIV в.

Алания в XIII-XIV вв.
Керамический сосуд в виде птицы. ХII-ХIII вв.

Алания в XIII-XIV вв.
Просмотров: 1201 | Добавил: 00mN1ck | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]