Главная » 2007 » Апрель » 18 » Лики террора
08.57.45
Лики террора
56 погибших, 203 раненых, больше тысячи листов обвинительного заключения, 46 томов дела, сотни свидетелей и почти 6 часов вынесения приговора. А за этими сухими цифрами — горе, страдания, оборванные жизни ни в чем ни повинных людей и вечный страх перед будущим.

Приговор зачитывал судья Верховного суда Александр Абоев. Обвинение от имени государства поддерживал представитель Управления Генпрокуратуры по Северному Кавказу Мария Семисынова. Вынесение приговора вызвало огромный интерес со стороны общественности, поэтому к зданию Верховного суда были стянуты дополнительные милицейские силы, выставлены наряды ГИБДД.
Суд, начавшийся 17 июня 2003 года, завершился 15 декабря. Закончились полгода ужаса для свидетелей, вынужденных день за днем вновь и вновь проживать тот страшный день — 19 марта 1999, когда для одних оборвалась жизнь их родственников, для других началось длительное лечение от полученных ранений. Свидетели или потерпевшие, постоянно ходившие на большинство заседаний, с трудом дождались перерыва в вынесении приговора и больше не вернулись. Действительно, перечисление всех травм, полученных людьми при взрыве на Центральном рынке, повергло в полуобморочное состояние практически всех слушателей: полная ампутация нижних конечностей, обширные раны, травматический шок с полным выбрасыванием вещества головного мозга от ударной волны взрыва, грубые анатомические разрушения, несовместимые с жизнью, было обнаружено 44 объекта, из них 42 составили части тел.
Безучастными ко всему этому были только, пожалуй, обвиняемые и их родственники, пытавшиеся подавать друг другу какие-то только им понятные знаки. Первое время все находящиеся в зале суда пытались вслушиваться в речь судьи, но после третьего часа, проведенного на ногах, мало кто мог сосредоточенно внимать охрипшему голосу судьи. Некоторые пожилые люди — родственники подсудимых, откровенно выражали неуважение к суду, позволяя себе садиться во время прочтения приговора.
На скамье подсудимых сидели четыре молодых человека, по национальности ингуши: Адам Муссаевич Цуров (1980 г.р.), Махмуд Гудабертович Темирбиев )1979 г.р.), Умар Исаевич Ханиев (1984 г.р.), Абдулрахим Хажбекарович Хутиев (1978 г.р.), все выходцы из п. Карца. Судом было доказано, что Цуров вместе с Темирбиевым вступил в 1999 году в незаконное бандформирование. Они оба стали «студентами» Исламского института «Кавказ», где их старания заметили и сразу перевели на вторую ступень обучения в лагере «Военка», где изучались всевозможные виды оружия, военное и минно-взрывное дело, арабский язык, Коран. Возглавлял институт Хаттаб. По окончанию обучения им вручили автоматы и отправили нести караульную службу в лагере.
Цокиеву было поручено отобрать людей из числа членов банды, и в течение марта 1999 года эта группа обследовала Владикавказ в поисках мест скопления людей для возможного совершения терактов. Самым привлекательным с их точки зрения оказался еще не охраняемый Центральный рынок. Для увеличения поражающей силы самодельное взрывное устройство, созданное ими, было начинено гравием и мраморно-гранитной крошкой.
До этого взрыва на рынке просьба присмотреть за сумкой или мешком не вызывала ни у кого страха или сомнения. Поэтому женщина, торговавшая маслом, не придала значения просьбе мужчины посмотреть за «мешком картошки». Этот день можно назвать ее вторым днем рождения, ведь на момент взрыва она спустилась в подвал за новой порцией товара, а когда вернулась, ее взору открылась страшная картина разрушенного рынка, усеянного телами погибших людей.
16 мая 1999 г. та же группа организовала взрыв в трех жилых домах в п. Спутник. В результате чего 4 человека погибли, 17 получили ранения.
28 июня 1999 г. в 12:00 на территории, прилегающей к Товарному двору, после закладки шести самодельных взрывных устройств произошел взрыв, 18 человек получили ранения. Как доказал суд, этот террористический акт также на совести этой банды.
30 июля 1999 г. в п. Карца ими были похищены три человека: двое мужчин и одна женщина, которых они переправили в Чечню. За освобождение каждого из них они требовали выкуп в размере 25 тысяч долларов США. Все это время задержанных били, пытали, подвергали различным унижениям, показывали пленки с убийствами людей. Однако 5 октября члены НБФ передали их неустановленным лицам из благотворительной миссии Лебедя, которые их и освободили.
Когда судья, наконец, стал произносить слова приговора, зал встрепенулся. Всем четырем было доказано приготовление к преступлению, убийство и терроризм. Ханиев был приговорен к 10 годам лишения свободы общего режима. На момент преступления он являлся несовершеннолетним, в результате чего ему был назначен минимальный срок. Темирбиеву и Хутиеву, помимо вышеперечисленного, суд доказал незаконный оборот оружия, изготовление взрывчатых веществ, разбой и похищение людей. За это каждый из них отсидит в колонии строго режима 23 года. Цуров же за неоднократное совершение аналогичных преступлений был приговорен к высшей мере наказания, но из-за введенного в России моратория на смертную казнь данная мера была заменена на пожизненное заключение в колонии особого режима.
Это известие могло бы вызвать какие–то эмоции, но после столь длительного стояния у людей не осталось никаких сил на выражение каких–либо чувств. От последнего слова все преступники также отказались. В ходе расследования удалось выяснить, что еще один не установленный и не пойманный человек, довольно активно проявлял себя в подготовке и проведении террористических актов, однако обнаружить его не удалось. В отношении этого лица заведено отдельное уголовное дело.

Отдел происшествий, фото «Коммерсанта»


Постоянный URL: http://region15.ru/articles/1098/2007/
 
 
 
 
 
Категория: Статьи | Просмотров: 1812 | Добавил: Асс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]