Главная » 2006 » Декабрь » 30 » Осетинский язык – праотец языка Индо-Европейских народов
23.58.19
Осетинский язык – праотец языка Индо-Европейских народов
Глава 1.

Я хочу пролить свет на тот путь, по которому, до сих пор, шли ощупью исследователи этого вопроса, сами не отдавая себе отчета в том, в какой тупик они завели нас сегодня своими загадками и разгадками чисто кабинетнаго характера, основывая зачастую научные вопросы на гипотезах и предположениях, проходя мимо настоящаго богатейшаго источника и ключа к раскрытию этих тайн – современнаго осетинскаго языка.

Многие ученые до сих пор, как мы видим, искали правду о происхождении языка различными путями, на каждый раз, они все дальше и дальше отходили от истины, не находя того ключа, о котором я говорю ниже.

Я подошел к этому вопросу, как филолог. Меня спас ни кто иной, как мой материнский язык, - современный осетинский язык, благодаря которому у меня, как у исцеленнаго слепого открылись глаза и, мне удалось установить такие факты, о которых, вообще, до сих пор, в научных кругах, языковеды не смели даже говорить, и в этом им мешало то обстоятельство, что они не знали языка древних Алан, т.е. современных осетин.

Своих языковедов у осетин до сих пор не было, тогда как, благодаря этому языку, можно легко разобраться и в санскрите, и в древнейших сагах старой Скандинавии, в письменах Ассирии и Вавилона, Индии, Персии и т.д.

Я нахожу, что вопрос этот весьма серьезный, но не трудно разрешимый при внимательном к нему отношении, а дальнейшее мое изложение, раскроет глаза, а затем, по следам легко придти к истине.

Отдадим дань уважения и почтения всем тем ученым, которые затратили огромную энергию и силу на изучение истории осетинскаго народа и его языка; мы им обязаны многим, так как благодаря им у нас, осетин, есть возможность разобраться в своей истории.

Каждому из научных изследователей по мере возможности и сил, надо пролить свет на прошлое этого историческаго народа, на его язык, культуру, самобытность, начиная со времен Одина, покорителя Скандинавии, и кончая осетинами, населяющими Кавказ.

Но в их работе часто искажались факты, которые потом принимались за истину и вводили в заблуждение последующих искателей истины в истории этого столь истереснаго народа.

Многие приводимые ими примеры были чужды нашей жизни, вот почему они так далеко уходили от действительности.

В данном случае, я сам, как осетин, занявшись этим вопросом, воочию убедился в тех грубых ошибках, которыя допускались до сир пор и таким образом приходилось ходить вокруг да около, особенно, когда вопрос касался о происхождении языка и о роли Алан-Осетин в этом вопросе.

Будучи еще на родине, в Осетии, я там интересовался Осетиноведением, осетинской музыкой, народными сказаниями и песнями, произведениями осетинскаго национального поэта Коста Хетагурова, вопросами, почему мы носим названия: Оссов, Алан, Азов, и т.п.

Я не хочу доказывать того, что до сих пор еще ни кем не доказано, а лишь построено на гипотезах и догадках научных изследователей старины. Моя задача, начать выводить этот вопрос на верный путь познания всего, что связано с именем Осс-Алан. Нет ни одной народности, донесшей свое историческое имя, которая бы не сталкивалась с Аланами.

Эти Оссы, Азы, Аланы, Скифы, Хазары, Сарматы, Савроматы и т.д. ведут нескончаемыя войны на севере нынешней России, Скандинавии, в песках Ирана, в горах Тибета и так до самой Индии. И что же, на протяжении многих веков научными изследователями повторяется одно и тоже, а именно, что все упомянутые «народности» в общем носили одно имя Осс-Аланы, или Азы, и что их потомками являются нынешние осетины!

Начиная от Геродота и других писателей и поэтов прошедших веков, все интересовались этим вопросом, и если сегодня в горах Осетии, какой-нибудь осетин вам расскажет предание о пастухе БЕСО, то вы сейчас же поймете, что предание послужило основой Эсхилевой трагедии.

_________________________________

Предание о Пастухе.
Бессо.

В старину очень смелый пастух, постоянно бродивший по неприступным утесам, как то раз сбился с пути среди бездн, окружающих Эльбрус, и вдруг был поражен глубоким стоном, который, казалось ему, издавала сама гора… Не успел придти в себя испуганный осетин, как его вихрем перебросило через пропасть в страшную черную пещеру, над нею зиявшую. В этой пещере, наполненной золотом, серебром, оружием и всякими богатствами, заманчивыми для осетина, стонал и рвался в мучительных судорогах красавец юноша, прикованный к утесу пещеры тяжелою цепью. Черный коршун сидел у него на ребрах и безжалостно терзал его внутренности. Чудный узник напрягал все свои усилия, чтобы достать рукою конец короткой цепи, висевшей на противоположной стене пещеры; вот уже многия сотни лет, как он силится достать ее, и все напрасно…

Он говорит: - «Бессо: Достань побольше старого железа и докуй мне цепь, чтобы я мог достать ее руками; тогда я буду свободен и задушу проклятого коршуна, а все эти богатства которыя ты видишь, будут твои». Бессо свято исполнил поручение, но не сумел сохранить заповеданной тайны, и в ту самую минуту, как он уже готовился достигнуть таинственной пещеры, вместе с провожавшими его осетинами, вдруг раздался страшный гром, и скала с пещерой провалилась в бездну…

_________________________________

Так, с именем Кавказских гор связались первобытныя легенды человечества, здесь сохранились обрывки древняго мира, древней истории…

По свидетельству Евгения Маркова, Кавказ 1883 года (IX том «Живописная Россия»), настоящая древняя Азия в Кавказе, как в колыбели своей. Отсюда началось разселение рода людского.

Наиболее исторические из народов истории признали себя «Кавказским племенем». Древние народы, населявшие Кавказ, прямо назывались Азами. Из этих Азов произошли Оссы или Осетины, древнейшие из Кавказских сторожилов, донесшие до нашего времени, свое глубокознаменательное, историческое имя; отсюда произошло самое имя Азовскаго моря, омывающаго Кавказ.

Страбон уже знает город Аза на Танаис (Дон) близ теперешняго города Азова, и описывает, под именем собственной Азии (Аза проприа), берег Меотийскаго моря, т.е. Азовскаго.

Плиний, перечисляя скифския племена, упоминает племя Аз-Оси. (Аз - по осетински - Я, а Осы - осетины).

Знаменитый географ Ритер, помимо народных легенд, на основании одних строгих данных науки, полагает, что род людской мог разселиться по земному шару только из Кавказа, как центра своего. Замечательно, что неясное предание о выходе из страны Азов, т.е. когда то совершавшагося разселения племен с Кавказа на север, сохранилось даже в древних Скандинавских сагах, где часто говорится о «стране Азов (Аз - Аланд)» и о городе Азов – Аз Агард, жители которых перенесли с юга религию, язык, песни, сказания и обычаи старой Скандинавии. Самое имя Кавказа, быть может, отчасти выдает свое происхождение. На языке Азов, т.е. нынешних осетин, «хох» значит, вообще, - гора, а «Ход – Аз», очень близкое к Коказ, гора Азов.

По Стурлесону Азы или Оссы (предки современных осетин), пройдя горы и степи, проникли на север в Скандинавию, которая пребывала тогда еще в каменном веке. Осс–Аланы принесли с собой оружие, которое блестело на солнце, как золото. Их оружие было из бронзы, а самое слово «бронз», означает на языке современных осетин «бр - ползти, а ронз - повальная болезнь. Это оружие в те времена и служило для повальнаго истребления противника. Предводителем Осс-Алан был Оддин, что означает по осетински - «од» или «Уд» - душа, а дан – я есть, в общем же «Я есть душа». Был бой и победителем вышли люди вооруженные бронзовым оружием. Путь следования Осс-Алан на север в Скандинавию, можно подтвердить рядом названий мест, где они прошли, как то: Алуанская возвышенность (средне - русская), Аланские острова в Балтийском море, названия некоторых рек и местечек.

Кавказ – колыбель древняго человечества, ворота через которыя проходили народы из Азии в Европу и из Европы в Азию, еще не далекой заре истории. Кавказ представляет собою музей исторических, этнографических и археологических сокровищ, вот почему говорят многие научные изследователи, что «изучить Кавказ – это значит изучить историю и этнографию почти всего человечества.
Кавказ – живой филологический институт языков и в этой области есть полная возможность придти к открытиям широкой научной будущности: здесь можно откопать такия наречия, которыя составляют первобытныя ступени развития, когда то общаго всем народам Европы языка; здесь можно наткнуться на такия сочетания и сплетения народных течений человеческой речи, которыя в состоянии осветить новым светом глубокия заманчивыя тайны нашего слова.

И вот мы видим, что из всех языков Кавказа, больше всех ученые обратили внимание на осетинский язык, отличающийся наибольшей архаичностью в фонетике и морфологии.

Географ Ритер говорит, что только Кавказ, мог быть первой колыбелью человечества. Недаром названо Кавказским племенем самое величайшее и самое человеческое из всех человеческих племен – племя Европейское, совершающее историю мира. Недаром народы, поочереди, во время «великаго переселения народов», двигались через «Кавказския ворота», т.е. сквозь ущелья Кавказских гор.

Здесь история зачалась и широко развивалась еще тогда, когда самые старые народы Европы не были известны по имени, когда не существовало самаго имени Европы. Девственные тропические леса, покрывавшие в то время Европу, держали в страхе их обитателей. Мамонту одного взмаха хоботом достаточно было, чтобы убить не только силача, но и разметать в прах его убогое жилище. В бассейне Сены и Луары цвел девственный лес, и среди лиан и гроздьев винограда, гнездились огромныя змеи, извиваясь на сучьях ста тридцати аршинных деревьев. Дикия лошади неслись по тучным пастбищам теперешней Германии. В это же самое время, древнейшия предания и песни восточнаго этноса уже знают Кавказ. Царства, возникшия на Кавказе, уже были старыми царствами, когда Рим еще клал свои первые камни.

(Продолжение следует)

Дзамбулат Дзанти
Источник – «Осетия», Журнал Комитета Осетиноведения при Европейском Центре Музея Академика Н.К.Рериха, 1-ое января 1933 года.

Осетия и Осетины

Просмотров: 1488 | Добавил: Асс | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]